суббота, 10 марта 2012 г.

Аферы на рынке недвижимости



Как не попасться на удочку квартирных «кидал», воодушевленных переменами на рынке недвижимости?

Казалось бы, рынок жилья, опустошенный кризисом и замороженный отсутствием спроса со стороны покупателей - не лучшее место для быстрого нелегального обогащения. Однако пронырливые аферисты не спешат переходить в смежные сегменты рынка. По подсчетам специалистов, количество афер на рынке недвижимости за последние месяцы не только не снизилось, но, напротив, ощутимо возросла. Как именно зарабатывают свои деньги квартирные «кидалы»?

Нынешний рынок недвижимости часто называют рынком покупателя - количество предложений растет, активный же спрос, напротив, снижается. Поэтому сегодня продавец-«частник», которому срочно понадобились деньги, находится в уязвимом положении. Квартиры на вторичном рынке экспонируются долго, раскупаются медленно, и говорить о том, когда покупатели снова активизируются, специалисты пока не хотят. Поэтому главное, что сегодня нужно такому продавцу - покупатель, любой. Это и привело к появлению новой «услуги» у квартирных мошенников - «найди покупателя».

Суть аферы в следующем - с продавцом связывается «частный риелтор», который предлагает заплатить ему за поиск покупателей на выставленную квартиру. Однако продавец должен заплатить не комиссию по итогам продажи квартиры, а небольшое вознаграждение за найденных покупателей - а уж сторгуется с ними продавец или нет, дело десятое. Поскольку сумма, назначенная за «голову» потенциального покупателя, не так уж велика, продавцы часто соглашаются на такие условия. И покупатели действительно приходят, однако договориться ни с кем из них у продавца почему-то не выходит. Казалось бы, прибыли у такого бизнеса должны быть минимальными, однако в условиях кризиса даже на такие деньги находятся свои претенденты. Помимо затраченных денег, пусть и не очень больших, продавец теряет также и время, которое уходит на бессмысленные показы квартиры.

Следующий, куда более опасный вид мошенничества на вторичном рынке недвижимости - обыкновенные квартирные кражи, замаскированные под просмотры. Продавцы, которые размещают объявления о продаже квартиры в СМИ и Интернете, часто теряют бдительность, что и позволяет ворам незаметно прикарманивать ценные вещи. Случаются и настоящие грабежи и налеты с более серьезными последствиями, применением силы и полным «обносом» квартиры. Наводчиками на свои богатства часто оказываются сами потерпевшие, которые размещают фотографии и описания квартир, из которых можно сделать вывод о потенциальном доходе собственников жилья и о наличии в квартире ценных вещей. Чтобы уберечь себя от преступников, нужно подходить к процессу продажи квартиры с осторожностью - например, не фотографировать части помещения с ценными вещами или дорогой мебелью, или, если это входит в описанные в объявлении достоинства жилья - не проводить просмотры в одиночку.

Еще один вид «кризисного мошенничества» - махинации с договорами купли-продажи. После коллапса ипотеки в России многие компании предлагают собственные рассрочки, чтобы дать возможность покупателям осуществить сделку. Однако среди добросовестных продавцов есть и хитрые мошенники, которые используют максимально сложные схемы рассрочек и отсрочек, чтобы оставить для себя лазейку, с помощью которой они смогут вернуть себе и квартиру, и задаток, а иногда и уже полученные платежи. В этом случае можно посоветовать только одно - внимательно изучайте договор купли-продажи, советуйтесь со специалистом, привлекайте его к участию в заключении сделки. Лучше потратить часть денег на вознаграждение для риелтора или юриста, чем потерять и деньги, и уже купленное жилье.

Рынок аренды жилья, так же продолжает оставаться достаточно разогретым как для игроков рынка, так и для находчивых аферистов.

Если оценивать и сравнивать средние показатели по различным сегментам рынка, можно прийти к выводу, что рынок аренды жилья сегодня «живее всех живых». Однако, не смотря на высокий спрос и большой объем предложений, этот рынок в не меньшей степени пострадал от кризиса: кризис подорвал уже сложившиеся связи и отношения между агентами и собственниками жилья, увел с рынка многих профессиональных игроков и открыл двери для новоиспеченных арендодателей, которые решились вывести квартиры на рынок аренды буквально вчера, и не знакомы с тонкостями и правилами игры на этом рынке.

То же самое можно сказать и об арендаторах - некоторым из них пришлось пойти на понижение класса, и вместо квартир из категории «бизнес» перейти в массовую бюджетную категорию. Можно даже не говорить о том, как отличаются условия в этих категориях, достаточно упомянуть о том, что рынок бюджетных квартир - основное и излюбленное место для «охоты» квартирных мошенников. И люди, никогда прежде не сталкивавшиеся с такими случаями, а то и получавшие жилье непосредственно от компании-нанимателя в домах бизнес-класса, ориентированных на проживание наемных специалистов и не снимавшие его собственными силами, разумеется, могут стать легкой добычей для аферистов.

По словам экспертов, основная масса афер на рынке аренды совершается по старым, проверенным схемам. Эти схемы претерпели лишь косметические изменения, оставшись по сути теми же «разводками», которые применялись на рынке пять-семь лет подряд. Но условия, в которых работают мошенники, играют им на руку. Сегодня на рынке появилось немалое количество новых, неопытных игроков-частников, тех, кто пытался продать квартиру в кризис, но не преуспел в этом. Именно они могут с легкостью попасться даже на старые крючки мошенников.

Например, по словам риелторов, по-прежнему работает схема по продаже баз данных «агентства» за умеренную сумму денег. Покупатели такого рода услуг рассчитывают обойтись без помощи агентств недвижимости и найти арендаторов или арендодателей своими силами. Нужно ли говорить, что предложение о покупке списка телефонов/адресов людей, которые снимают/сдают квартиры, и пять лет назад, и сегодня представляет собой банальный «развод» с недействительными номерами или номерами людей, которые понятия не имеют о своей инициативе по этому вопросу?

Неопытностью и невнимательностью съемщиков жилья пользуются и при реализации старой схемы с фиктивной сдачей квартиры в аренду, когда после получения задатка замки на дверях меняют, и попасть в квартиру съемщик уже не может. Или же неожиданно появляется настоящий хозяин жилья. Или адрес, по которому приезжает доверчивый арендатор, оказывается недействительным. Впрочем, новоявленным арендодателям тоже есть, чего опасаться: схемы по пересдаче квартиры третьим лицам, например, до сих пор актуальны на рынке аренды.

Все эти старые аферы объединяют одни и те же общие признаки: в большинстве случаев услуги такого рода предоставляют либо неизвестные агентства с маленьким офисом (а то и вовсе без такового), либо агенты-частники, либо же съемщики и арендодатели находят друг друга лично - посредством объявлений в масс-медиа и Интернете. Кризис, подорвавший позиции многих игроков рынка недвижимости, равно как и благосостояние арендодателей и съемщиков, заставляет людей с большим доверием относиться к неизвестным агентам или агентствам - мол, «большие акулы» с трудом переживают нынешние времена, и на рынок выходят мелкие и более маневренные рыбешки. В целом, это утверждение справедливо, однако даже у «мелкой рыбы» должен быть свой кредит доверия. Как проверить своих визави на «подлинность»?

Если речь идет об агентстве или агенте, названия (фамилии) которых вы слышите впервые, не стесняйтесь спрашивать и проверять. Узнайте, как давно компания или агент работают на рынке, проверьте их данные по сети Интернет, потребуйте их рекламные проспекты, каталоги, книгу отзывов, базу предложений, список уже сданных или снятых для клиентов квартир. Выбирайте частного агента по рекомендациям друзей или знакомых. Проверяйте дом или квартиру, куда вас предлагают заселить, не постесняйтесь спросить у соседей, сдается ли эта квартира, и если да, то как долго.

Словом, решившись довериться компаниям или агентам без известной и распиаренной вывески (что в нынешнее время случается гораздо чаще, чем год назад), вы должны потратить какое-то количество времени на сбор информации о ваших агентах - в противном случае вы рискуете потратить некоторое количество денег впустую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...